Медицинские доклады, лекции,
темы, научные статьи и др...
» Как учат медицинских специалистов для промышленных объектов в Австралии, Канаде и Норвегии 15.11.2021

Как учат медицинских специалистов для промышленных объектов в Австралии, Канаде и Норвегии 15.11.2021

26-04-2023, 23:44
130
0
У врачей бывают разные специализации; например, есть кардиологи, которые занимаются лечением заболеваний сердечно-сосудистой системы, есть гинекологи, которые диагностируют и лечат заболевания женской половой системы. В промышленной медицине, или медицине труда, тоже есть свои специалисты, которые занимаются профилактикой и лечением заболеваний и травм, которые могут возникнуть в результате трудовой деятельности.
В РФ существуют многочисленные циклы постдипломной подготовки «Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий», есть цеховые терапевты — формально есть, но не все укладываются в те требования, которые как, снежный ком, увеличиваются со стороны предприятий, нуждающихся в медицинском обеспечении.
Различия охраны здоровья на предприятии в России и Норвегии
Специалисты по промышленной медицине не появляются просто так. Чтобы углубить свои знания о профессиональных заболеваниях, врачи проходят соответствующее обучение. В этом материале мы расскажем, как учат врачей для работы в промышленной медицине в Канаде, Австралии и Норвегии.
Обучение медицине труда в Канаде
Медицина труда в Канаде считается подспециальностью внутренней медицины (internal medicine), то есть специализацией врачей общей практики. Чтобы углубиться в медицину труда, студентам медицинского направления необходимо пройти три года обучения по основам внутренних болезней, а потом продолжать учёбу в рамках подготовки врача общей практики со специализацией в промышленной медицине. Программы специальной подготовки есть в крупных канадских университетах. Выпускники становятся членами Королевской Коллегии врачей Канады (FRCPC). Провинциальные или территориальные подразделения Коллегии определяют, будут ли врачи признаны специалистами. Также врачи общей практики, которые закончили обучение в университете, могут пройти ординатуру по медицине труда.
Программы по медицине труда рассчитаны на то, чтобы врачи могли углубиться в изучение взаимосвязи работы и здоровья, что включает влияние работы на здоровье, определение пригодности к работе и улучшение рабочих условий. В Канаде к частым профессиональным болезням относят потерю слуха из-за шума, кожные и респираторные заболевания и рак, в частности рак лёгких и мезотелиому из-за воздействия асбеста на промышленных предприятиях.
В Канаде есть профессиональные организации специалистов по производственной медицине (The Canadian Board of Occupational Medicine (CBOM) и The Occupational Medicine Specialists of Canada — OMSOC). Основная миссия организаций — обучение, сертификация, продвижение, расширение и привлечение новых специалистов в промышленную медицину. Также существует Канадская ассоциация производственной и экологической медицины (The Occupational and Environmental Medical Association of Canada — OEMAC), которая проводит регулярные научные конференции для обмена опытом и привлечения врачей в медицину труда и экологическую медицину. 
Обучение медицине труда в Австралии
Подготовка специалистов в области медицины труда и окружающей среды проводится Австралийским факультетом медицины труда и экологической медицины Королевской австралийской коллегии врачей. Программа по медицине труда — это повышение квалификации. Чтобы попасть на базовый курс, врач должен иметь регистрацию в Медицинском совете Австралии и Новой Зеландии и не менее двух лет общей клинической практики. В 2008 году был основан Центр гигиены труда и экологической медицины университета Монаша (MonCOEH), который занимается исследованиями и специализированным обучением по этим направлениям.
Для прохождения обучения в области медицины труда и экологической медицины требуется 3,5 года (42 месяца). Учебная программа сосредоточена на обучении специалистов навыкам оценки пригодности человека к работе, лечения после приобретения профессиональных травм или болезней и выявления факторов риска для здоровья в результате трудовой деятельности и/или окружающей среды. К распространённым профессиональным состояниям в Австралии относят нарушения опорно-двигательной системы, психические расстройства и потерю слуха из-за шума.
Создание факультетов, которые готовят специалистов промышленной медицины, помогло развить специальность. После прохождения обучения врачи работают в промышленности, в независимых медицинских службах или ведут частную практику. 
Обучение медицине труда в Норвегии
К специальностям первичного звена специализированной врачебной помощи в Норвегии относят не только медицину общей практики, семейную медицину, но и медицину труда. Специализация может длиться от одного года до четырёх лет. Для аккредитации в качестве специалиста врач должен как минимум год проработать в качестве врача на производстве, год в специализирующейся на профессиональных болезнях аккредитованной организации и ещё год в качестве врача профпатолога или в учебном заведении, специализирующемся на медицине труда. Для сохранения квалификации в качестве специалиста по промышленной медицине врачи должны соответствовать определённым правилам. По крайней мере четыре из общего пятилетнего стажа работы должны быть в области медицины труда.
Во время работы в отделениях медицины труда врачи практикуют диагностику и лечение профессиональных заболеваний. К болезням, которые часто обнаруживают у работников промышленности, относят астму, хроническую обструктивную болезнь лёгких (ХОБЛ) и рак лёгких.
В 2010 году в Норвегии была внедрена система аккредитации служб гигиены труда (OHS). Чтобы получить аккредитацию, служба гигиены труда должна иметь систему обеспечения качества и не менее трёх специалистов по охране труда.
Что должен знать фельдшер, чтобы работать на удалённом объекте
На примере этих государств мы видим, как происходит регулирование в области специализированного образования врачей в области трудовой и экологической медицины. Создание специализированных учебных программ, сертификация и повышение квалификации профессионалов помогает поставить специальность на прочную основу и привлекать врачей для работы в области медицины труда.
Данная статья носит не рекламный, а информационный характер. Существуют противопоказания к применению и использованию препаратов и медицинских процедур, которые фигурируют в тексте. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению препаратов и процедур и получить консультации специалистов.
Главный редактор материала Павел Хаснулин.
17.04.2023
Елена Калинина
1 марта в силу вступило Постановление Правительства № 2464 с новым порядком обучения по охране труда. В нём также расписано, как проводить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
В статье разобрались, кому на производстве требуются навыки оказания первой помощи, что включают в типовую программу обучения и кто должен проводить занятия.
Что включает первая помощь
Часто путают два понятия: первую помощь и первичную медико-санитарную помощь. По закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» первую помощь оказывают до прибытия врачей и сделать это может любой человек, который прошёл подготовку. Первичную медико-санитарную помощь оказывают врачи и медицинские работники со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Первая помощь и экстренная медицинская помощь, в чём различия?
Навыки первой помощи потребуются, если у пострадавшего есть такие симптомы:
  • потеря сознания;
  • отсутствие дыхания, признаков жизни;
  • массивное кровотечение;
  • травма или ожог;
  • сильное отравление;
  • обморожение ног или рук;
  • обструкция дыхательных путей, если человек подавился или поперхнулся.
Оказание первой помощи при несчастных случаях на производстве может спасти жизнь пострадавшего работника. Вот почему на предприятии должны быть люди, которые умеют зафиксировать повреждённый сустав, провести сердечно-лёгочную реанимацию, остановить кровотечение. Этого требует и Трудовой кодекс.
При работе с пострадавшим обученному сотруднику предлагают действовать по следующему алгоритму:
  • оценить обстановку и устранить опасность, если она продолжает угрожать человеку;
  • вызвать скорую медицинскую помощь;
  • определить, есть ли сознание, дыхание и признаки жизни;
  • провести нужные мероприятия.
Как запомнить порядок оказания первой и экстренной помощи
При оказании первой помощи важно не навредить пострадавшему и самому оставаться в безопасности. Вот какие рекомендации дают на этот счёт в МЧС:
  • если не обеспечили себе защиту, не надо лезть в огонь или другую экстремальную среду, чтобы спасти человека;
  • не стоит перемещать травмированного, если нет угрозы жизни в нынешнем положении;
  • нельзя пытаться вправить вывихнутые конечности и выпавшие органы;
  • нельзя самостоятельно вынимать инородные тела;
  • опасно оставлять человека без сознания лежащим на спине, особенно если его рвёт;
  • категорически нельзя самостоятельно назначать лекарства.
Как организовать обучение на предприятии
Обучение оказанию первой помощи должны проходить:
  • сотрудники, которые проводят инструктажи по охране труда;
  • рабочие, которые трудятся на объекте;
  • водители;
  • сотрудники отделов по охране труда, от председателей комиссий по проверке знаний до рядовых специалистов;
  • другие работники, назначенные работодателем или в соответствии с локальными нормативными документами.
Согласно правилам обучения по охране труда, утверждённым Постановлением № 2464, все работники должны быть обучены первой помощи. К сожалению, несмотря на безусловную важность обучения, большинство работодателей выполняют требования только на бумаге. В действительности работники часто оказываются не готовы к оказанию первой помощи при несчастном случае. Между тем, бездействие или неверные действия только вредят пострадавшим.
Справедливости ради стоит сказать, что крупные организации всё же стараются следовать требованиям законодательства и проявляют заботу о сотрудниках. Хочется надеяться, что ситуация в целом по стране будет меняться в лучшую сторону.
Кирилл Бабинов специалист в сфере охраны труда, сертифицированный инструктор первой помощи федерального проекта «Спасатель.рядом», доброволец поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»
Обучение должно длиться не менее 8 часов, половину времени составляют практические занятия. Периодичность цикла обучения по оказанию первой помощи — раз в три года. Программу нужно пройти в течение 60 дней после приёма на работу или смены департамента.
Если работодатель не организует обучение по охране труда, куда входит и первая помощь, штраф будет составлять от 110 до 130 тысяч рублей за каждого работника.
Из чего состоят учебные курсы
Обучение первой помощи для работников должно включать теорию и практику. В перечне, который рекомендует постановление № 2464, четыре темы. Сначала — теория, которая включает правовые аспекты оказания первой помощи — иными словами, что можно делать и чего нельзя.
Остальные три темы нужно отработать на практике:
  • тренировка приёмов реанимации — искусственное дыхание «рот в рот» и давление на грудину, перевод пострадавшего в устойчивое боковое положение;
  • наложение жгутов и повязок при кровотечениях и ранах, фиксация переломов;
  • помощь при ожогах и обморожениях, перемещение людей с травмами, психологическая поддержка и самопомощь.
Для такого вместительного перечня требуется определённое оборудование, перевязочные материалы, специализированные манекены с датчиками, опытные инструкторы. Обеспечить этот набор могут только квалифицированные учебные центры.
Как и когда использовать автоматический наружный дефибриллятор
Кто учит оказанию первой помощи на производстве
В России подобное обучение проводят специализированные учебные центры, медицинские учреждения, территориальные центры медицины катастроф, Общество Российского Красного Креста.
Основные признаки, которые говорят о добросовестности учебного центра:
  • заведение имеет лицензию — Минобразования или Минздрава;
  • учебная программа аккредитована;
  • в программе нет запрещённых приёмов — например, как назначить лекарства, сделать инъекцию, провести другие медицинские манипуляции;
  • курс согласован с авторитетными организациями, такими как «Российское общество первой помощи»;
  • инструкторы имеют большой опыт работы с несчастными случаями;
  • по ходу учёбы много внимания уделяют практике и отработке навыков;
  • по окончании выдают сертификаты.
Вот примеры таких курсов.
Курсы при Сеченовском университете, помимо теоретического онлайн-курса, предлагают два практических тренинга:
  • по базовой сердечно-лёгочной реанимации длительностью 6 часов для групп от 6 до 10 человек;
  • по помощи при ДТП, тренинг идёт 2 дня по 6 часов, цель занятий — не только оказать первую помощь, но и научиться действовать в экстремальных ситуациях, владеть собой и принимать правильные решения.
Сыктывкарский учебный центр противопожарной службы организует групповые занятия для людей, не имеющих медицинского образования. Цель — научить простейшим действиям по спасению людей из пожара, повреждённого автомобиля, в других опасных ситуациях.
Навык реанимации отрабатывают в том числе на манекене младенца. А ещё изучают анатомию человека. Курс по времени занимает вдвое больше рекомендованного — 16 часов.
Учебный центр «Первая помощь» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Сочи. Занятия ведут спасатели, парамедики, водолазы, альпинисты, пожарные.
Учебный план нацелен на людей, ведущих активный образ жизни. Помимо основного набора, в цикле дают информацию, что делать при укусах змей, утоплении, асфиксии, отравлении газами и через кожу.
Национальный совет по реанимации является единственным в России представителем Европейского совета по реанимацииВ курсе First Aid сочетаются международные практики и требования российского законодательства. Курс длится 8 часов, 80% времени уделяют отработке действий. Занятия проводят опытные инструкторы компании «Альфамедтренинг» в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Центральной Азии.
В дополнение к рекомендованному государством минимуму здесь дают правильный алгоритм вызова спасателей и врачей. А ещё, кроме манекенов-тренажёров, на курсе используют игровые сценарии с участием статистов, максимально приближенные к жизненным ситуациям, чтобы человек не растерялся, увидев такое впервые.
Учебные планы по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве также можно поискать на станциях скорой медицинской помощи, в медицинских вузах и колледжах.
Скорая медицинская помощь на предприятии
Работодателю предоставлен выбор:
  • организовать для всех работников обучение лицензированным специалистом или учебным центром;
  • определить ответственных сотрудников и направить в лицензированный учебный центр, чтобы они потом обучили остальных.
У подхода, когда учится только группа работников, а потом они передают знания другим, есть существенный минус: отсутствие у инструкторов преподавательского опыта, практики оказания первой помощи и специального оборудования.
При этом важно, чтобы инструктор передавал курсантам правильную информацию — то, что является доказательной частью первой помощи, а не свой личный опыт. Инструктор первой помощи должен досконально знать материал, любить профессию и своих курсантов, работать без самоутверждения. То есть этот человек должен обладать ещё и педагогическими навыками. Тогда качество подготовки будет отличным, люди запомнят материал и будут готовы к внештатным ситуациям.
Как проверять знания
Проверка знаний в области охраны труда, в том числе основ первой помощи, проводится после прослушивания общего курса. Делать это можно как на территории работодателя, так и в образовательном центре. Работодатель вправе организовать отдельную проверку по каждому предмету.
Как контролировать качество медпомощи на удалённом объекте
Работников, не прошедших тест, не допустят к работе и направят на пересдачу в течение 30 дней.
12.04.2023
Яна Хлюстова
Класс опасности — это условная величина вредного воздействия, которое то или иное вещество оказывает на организм и окружающую среду. Рассказываем, как и зачем классифицируют вредные вещества.
В России вещества распределяют на четыре класса опасности:
Как уменьшить вредные факторы на производстве
  • первый — чрезвычайно опасные вещества;
  • второй — высокоопасные;
  • третий — умеренно опасные;
  • четвёртый — малоопасные.
Распределение веществ по классам регулируется стандартом — ГОСТ 12.1.007-76 — и происходит в зависимости от следующих норм и показателей:
Примеры опасных веществ
К чрезвычайно опасным веществам (1-й класс) относятся: мышьяк, ртуть, свинец, хром, оксид кадмия. Они используются при изготовлении электроники, аккумуляторов, красок, стёкол.
К высокоопасным веществам (2-й класс) относятся: кобальт, марганец, оксид меди, азотная и серная кислота, сероводород. Их применяют в нефтехимии, металлургии, при производстве стекла и эмалей, пластмасс, удобрений.
К умеренно опасным веществам (3-й класс) относятся: метанол, уксусная кислота, сланцевая зола, хлопковая пыль, сажа. Некоторые из этих веществ (такие как метанол или уксусная кислота) используются в химической промышленности, некоторые — в строительстве (сланцевая зола), а другие представляют собой производственные отходы.
К малоопасным веществам (4-й класс) относятся: скипидар, бензин, ацетоноэфирные растворители, нафталин, бутан, гексан. Малоопасные вещества распространены в быту, одновременно с этим применяются в химической и нефтехимической отрасли, например для производства резины, растворителей, лаков и красок, клея.
Зачем нужна классификация вредных веществ
От того, с каким именно классом вредных веществ работает предприятие, зависят меры безопасности на производстве. Их можно разделить на две большие группы: обеспечение защиты сотрудников, контактирующих с вредными веществами, и работа непосредственно с самими сотрудниками.
Как выбрать подходящий респиратор
К первой группе относятся действия, которые помогут сократить контакт людей с опасными субстанциями:
  • Замена сухих способов переработки вредных веществ мокрыми (таким образом уменьшается количество пыли).
  • Ограничение содержания примесей вредных веществ в исходных и конечных продуктах там, где это возможно.
  • Применение современных и более безопасных технологий производства (автоматизация, дистанционное управление оборудованием, непрерывность процессов производства). Такие нововведения помогают сократить контакт сотрудников с вредными веществами.
  • Рациональная планировка промышленных площадок, зданий и помещений.
  • Применение эффективных методов для улавливания и утилизации вредных веществ, выделяющихся в процессе производства (установка систем вентиляции, очистки водопровода и канализации).
  • Постоянный мониторинг количества вредных веществ в воздухе и воде, а также принятие мер по его снижению в случае необходимости.
Ко второй группе защитных мер относятся следующие.
  • Инструктаж сотрудников, работающих с вредными веществами: люди должны понимать угрозу и ответственно относиться к технике безопасности.
  • Применение средств индивидуальной защиты персонала.
  • Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников, контактирующих с вредными веществами.
  • Разработка медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, а также инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении.
05.04.2023
Валерия Ринсо
Ежегодно из-за производственных травм и профессиональных заболеваний в мире умирает около 2,3 млн человек. Несчастных случаев, которые не приводят к смертям, ещё больше. Рассказываем, как люди чаще всего травмируются на рабочем месте.
Травмы конечностей
Чаще всего люди на рабочих местах поскальзываются или запинаются. Поэтому самыми распространёнными повреждениями остаются ушибы и другие травмы конечностей. В Австралии на такой тип приходится 40% травматизма на рабочем месте. Снизить риск подобных ранений можно, если, например, следить за состоянием обуви работников.
Как износ обуви может привести к несчастному случаю на производстве
Перенапряжение и растяжения
С таким типом травм чаще сталкиваются те, кто регулярно поднимает на работе тяжёлые предметы. Наибольшая нагрузка обычно приходится на спину и шею. Чтобы избежать подобных повреждений у сотрудников, нужно чётко соблюдать технику безопасности при подъёме тяжёлых предметов и рекомендации ограничения по весу. Кроме того, при тяжёлом физическом труде следует делать частые перерывы, чтобы отдохнуть и размять мышцы.
Переломы и черепно-мозговые травмы
К тяжёлым травмам во всём мире чаще всего приводят падения с высоты. Например, в России на них приходится четверть несчастных случаев с тяжёлыми последствиями на рабочих местах. Если говорить о профессиональных сферах, то чаще всего риску получить такие ранения подвергаются строители. Расследования несчастных случаев показывают, что основной причиной травм становится организация работ с нарушением техники безопасности.
Как безопасно пользоваться приставной лестницей или стремянкой
Порезы, рваные раны, потеря конечностей
В обычной жизни удар о мебель может быть довольно болезненным, на производстве — опасным. В худших ситуациях станок может затянуть конечность или полностью человека. Плохая эргономика и несоблюдение техники безопасности приводят к серьёзным травмам: потеря пальцев или конечностей, тяжёлые травмы рук, открытые переломы. Иногда, чтобы избежать подобного, достаточно быть внимательнее к окружающей обстановке и не надевать слишком свободную одежду — не зря на предприятиях часто вводят униформу.
Как остановить кровотечение
Химические ожоги
Химические ожоги — повреждения кожи, рта, глаз или внутренних органов из-за контакта с агрессивным веществом. Например, кислотами, которые используют в горнодобывающей промышленности. Чтобы нивелировать риск химических ожогов, при работе с опасными веществами обязательно следует применять средства индивидуальной защиты, в том числе защитные очки и респираторы.
Добавить
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив